Общее утомление у обучающихся наступает через

Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала
  • эмоционального состояния учащихся
  • насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:

  • снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
  • ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  • ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
  • ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
  • Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.

    1. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

    При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:

    • 3-5 минут — врабатывание;
    • 5-10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
    • 2-3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
    • 5-10 минут — период средней работоспособности;
    • оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

    2. Соблюдение гигиенических условий в классе.

    Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

    3. Деятельностный характер урока.

    Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

    Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока мне помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик — задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры — диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

    Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.

    Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся.

    Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);

    • активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
    • методы проблемное обучение.

    4. Психофизический комфорт ребенка на уроке.

    Психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать).

    5. Включение в урок физминуток.

    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

    В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.

    1. Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.
    2. Качания головой — улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
    3. Ленивый восьмерки — активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

    Во время урока:

  • Лобно-затылочная коррекция — улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая — на затылок. 1 минута.
  • Медвежьи покачивания — расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  • Поза скручивания — улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
  • Гимнастика для глаз — снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
  • Медуза — сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

    Цель — снятие мышечного напряжения.

    Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

    Если на лицо явная усталость детей, то использую следующие упражнения:

    1. Быстро и сильно потрите ладони друг об друга, приложите их к щекам и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите 5-6 раз.
    2. Возьмитесь левой рукой за правый локоть и медленно тянитесь вправо до приятного ощущения растяжения в мышцах. Поменяйте положение рук. Затем растяните ноги. Сначала подтягивайте ступню к ягодице, а затем сгибайте ногу в колене и пяткой к паху. Подтяните живот: медленно отклонитесь назад, слегка откинув голову и расслабив мышцы рук. Помашите руками, будто собираетесь взлететь. Упражнения повторите 3-5 раз.
    3. Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи, а затем и все те участки тела, которые сможете достать.
    4. Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике уже через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости.

    Либо включаю в урок игры предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

    1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

    2. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

    Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.

    Результаты анкетирования детей по школе, в классе.

    Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.

    источник

    Педагогам необходимо обращать внимание на специальную профилактику утомляемости учащихся на уроке.

    Утомление, как известно, развивается под влиянием комплексного воздействия двух основных факторов: длительного статического напряжения (из-за необходимости поддерживать правильную рабочую позу) и непосредственно умственной деятельности.

    Учебная работа менее утомительна, если соблюдается правильная рабочая поза: прямое положение корпуса, незначительный наклон головы (чтобы расстояние до учебного пособия или тетради было не менее 20 см); предплечья располагаются на столе, а локти выступают за край стола, что обеспечивает свободу перемещения рук во время записей; между грудью и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони; кроме опоры руками о стол, должна быть обеспечена опора в области поясницы о спинку сиденья и ногами о пол. Такая рабочая поза обеспечивает нормальное зрительное восприятие,свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует сохранению правильной осанки.

    Длительное малоподвижное положение учащегося за рабочим столом неблагоприятно отражается на функционировании многих органов и систем организма подростка: дыхание становится менее глубоким, снижается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно головного мозга. В результате нарастает так называемое «двигательное беспокойство», снижается внимание, слабеет память, нарушается координация движений, увеличивается время на мыслительные операции. Появление «двигательного беспокойства» свидетельствует о наступлении начальной фазы утомления. Вторая фаза утомления выражается в появлении у учащихся вялости и сонливости.

    Своевременное переключение учащихся на активный отдых во время урока существенно повышает их работоспособность. В таких случаях гигиенисты и физиологи рекомендуют сделать несколько физических упражнений за столами или в проходе между ними. Даже 2-3 мин, затраченные на физические упражнения во время занятий, значительно повышают эффективность усвоения учебного материала, стимулируют высшую нервную систему учащихся, а это, в свою очередь, повышает умственную работоспособность. Физкультпауза непременно должна содержать элемент эмоциональности.

    Для физкультпауз рекомендуются упражнения:

    1) на сгибание и разгибание позвоночника в шейном отделе — повороты головы вправо, влево, наклоны вперёд и назад с возвращением на счёт «два» в исходное положение; на сгибание и разгибание позвоночника в поясничном отделе — наклоны корпуса вправо, влево, вперёд и назад;

    2) на координацию движений и внимание, состоящие из так называемых скользящих движений рук по корпусу с тихими хлопками над головой и по бёдрам.

    Упражнения проводятся 5-6 раз на счёт 1-8, то в убыстряющемся, то в замедляющемся темпе. Во время физкультпауз учащимся рекомендуется глубоко и ритмично дышать через нос. Окна и фрамуги на это время следует открывать. Физкультпауза, состоящая из перечисленных выше упражнений, является хорошей разминкой для мышечной системы, благоприятно влияет на клетки коры головного мозга, снижая накопившееся утомление. На каком уроке и в какой момент проводить физкультпаузу, решает сам педагог. Гигиенисты рекомендуют делать такие паузы при первых признаках утомления, появляющихся обычно на 3-4 уроке.

    Высокая работоспособность на протяжении учебного дня обеспечивается правильным чередованием труда и отдыха. За время отдыха ранее работавшие клетки коры головного мозга переходят в состояние торможения и восстанавливают сниженную работоспособность. В процессе отдыха различают две фазы: первая — восстановление работоспособности и вторая — сохранение достигнутого уровня работоспособности. Чтобы осуществить обе фазы, необходимы достаточная продолжительность и правильная организация отдыха.

    Перемены между занятиями предоставляют организму учащихся отдых от напряжённой умственной работы и относительно неподвижного сидения за рабочим столом. Только правильно организованные перемены обеспечивают отдых, достаточный для восстановления их работоспособности. Под правильно организованным отдыхом понимается прежде всего «активный отдых», то есть подвижное состояние организма. Отдых между уроками потому и называют «переменами», что учащийся должен изменить вид деятельности, получить двигательную разрядку. Желательно проводить перемены на открытом воздухе.

    Установлено, что для снятия утомления, накопившегося во время урока, организму учащихся необходим отдых продолжительностью не менее 10 мин, поэтому недопустимо укорачивать перемены и по какой-либо причине задерживать учащихся после звонка. Кроме того, в укороченные перерывы не обеспечивается достаточное проветривание учебных помещений.

    источник

    Отличие усталости от утомления

    Основным отличием усталости от переутомления является возвратность сдвигов при усталости и неполная обратимость их при переутомлении Усталость отрицательно влияет на здоровье и часто оказывает положительное влияние на организм человека, в то время как переутомление имеет отрицательное влияние.

    Проявлениями переутомления являются: головная боль, повышенная утомляемость, раздражительность, нервозность, нарушения сна, а также такие заболевания, как вегетососудистая дистония, артериальная гипертония, язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие профессиональные заболевания.

    Переутомление может быть как результат единовременной напряженной деятельности и хронической — как результат длительной повторной деятельности. Общее переутомление учеников возникает при длительной интенсивной и физической работе, при работе, которая требует концентрации внимания и мастерства, на монотонных работах; под влиянием неблагоприятных факторов среды, при условии недостаточного,не правильного питания.

    Читайте также:  Мышечные движения регуляция утомления

    1.1 Особенности утомления при физической и умственной работе

    Заметим, что признаки и проявления усталости при физической и умственной и нервно-напряженном труде имеют определенные особенности. Особенностью физического труда является то, что она вызывает напряжение организма во время ее выполнения. При сильном напряжении продолжение работы становится невозможным, и выполнение ее автоматически прекращается, а организм сразу переходит в фазу восстановления работоспособности. Нормальная физическая усталость вызывает глубокий, длительный и освежающий сон. Поэтому ее можно рассматривать, как сформированное в ходе эволюции биологического приспособления я организма к нагрузкам. Однако в зависимости от тяжести работы требуется разное время на отдых.

    Умеренный, умственный и нервно-напряженный труд может выполняться достаточно долго, так как особых сдвигов в затрате энергии и работе внутренних органов не наблюдается. Она может проявляться на фоне развитой усталости. Умственный труд не имеет чётких границ между напряжением организма во время работы и переходом в фазу восстановления сил, поскольку сформированная доминанта в коре головного мозга не разрушается после окончания работы, а сохраняется некоторыми и час.

    Усталость при умственной и нервно-напряженной труда проявляется в снижении концентрации внимания и уменьшении сознательного ее регулирования, в ухудшении оперативной памяти и логического мышления, замедлении реакций на раздражители. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нервное напряжение влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая артериальное давление и частоту пульса, а также на терморегуляцию организма и эмоциональные состояния работника. Это обусловлено тем, что доминанты, которые формируются при умственной работе, характеризуются большим нервным напряжением и сложным взаимодействием процесса возбуждения и торможения, в связи, с чем возникает опасность функционального истощения клеток коры головного мозга. Опасность в том, что проявляется торможение, которое стимулирует прекращения работы. Если ученик продолжает выполнять работу, то происходит столкновение охранительного торможения с произвольной повышенной нервной импульсацией, вследствие чего, возбуждение распространяется на различные мышечные группы и внутренние органы. Дальнейшее выполнение работы приводит к тому, что охранительное торможение переходит в равновесную и парадоксальную гипнотические фазы.
    С. О. Косилов отмечает, объективные признаки постепенного нарастания утомления при напряженной и длительной умственной работе. Это — нарушения функции торможения, в первую очередь дифференцирующего, нарушения возбуждающего процесса, выражается в уменьшении силы и скорости реакции на сигнал, на который нужно реагировать сильно и быстро, появление парадоксальных фаз охранительного торможения Такое состояние предшествует появлению неврозов, на основе которых могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.

    Выявление утомляемости у ученика

    Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее — это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья.Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

    Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов: трудности учебного материала, эмоционального состояния учащихся, насыщенности видов учебной деятельности

    Начальные признаки утомления:
    1. снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
    2. ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
    3. ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
    4. ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.


    1.3 Исследование степени утомляемости учащихся

    Исследование степени утомляемости учащихся с помощью Темпинг теста.

    Для того чтобы выявить утомляемость у учащихся математического и гуманитарного профилей проводится Темпинг тест.

    Результаты теста, проведенного в 10 гуманитарном классе.

    Анализируя график первого урока гуманитарного класса, можно отметить следующее: в начале урока учащиеся имеют высокую активность, но к концу резко снижается, что говорит о наступлении утомления учащихся. Пик утомляемости приходится на середину урока. На шестом уроке — пик утомляемости приходится на конец урока (30-40 мин).

    Анализируя результаты, можно отметить, что на первом уроке утомление учащихся прослеживается через промежутки времени (это видно по пересечениям), пик активности наблюдается в середине урока, а пик утомляемости ближе к концу. На шестом уроке, учащиеся в начале испытывают утомление, но к середине урока восстанавливают свои силы (пик активности), к концу шестого урока они снова испытывают утомление, но не такое сильное как в начале.

    Можно отметить следующее: в начале урока учащиеся испытывают утомление, но к середине и до конца урока они восстанавливают свои силы, пик утомляемости приходится на середину урока. Результаты графика 6 следующие: в основном учащиеся работают равномерно, без резких перепадов, не испытывая в сильной степени утомления.

    Можно выделить следующее: учащиеся в начале первого урока испытывают незначительное утомление, но здесь же восстанавливают свои силы и до конца урока сохраняют высокую активность. Аналогично на шестом уроке.

    1.4 Динамика работоспособности

    1. Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда – наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности;

    2. Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от шестнадцати до восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;

    3. Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.

    При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
    — 3—5 минут — врабатывание;
    — 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
    — 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
    — 5—10 минут — период средней работоспособности;
    — оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.
    Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

    Необходимо стараться уделять большое внимание на гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса. Отмечено, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    Урок должен носить деятельностный характер.

    Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

    -Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
    Так же нужно стараться поддерживать интерес детей на протяжении всего урока. В этом помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры – диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

    Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки, обязательно учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные дезорганизующим.

    Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок, используемых учителем. На разных этапах урока можно использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

    Важно число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.

    Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1—2 минуты, во I I полугодии — 5—8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

    1.5 Психофизический комфорт ребенка на уроке

    Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Снятие эмоционального напряжения.
    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Можно предложить обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. («Цветок настроений»детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать). Также наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. отдаляют момент наступления утомления.

    Особое внимание обращаю на позу ребенка на уроке. Так как степень естественности позы школьников на уроке служить хорошим показателем психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма. Механизм здоровья разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

    1.6 Включение в урок физминуток

    Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

    а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

    б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

    в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

    Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

    В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

    • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
    • Упражнения для кистей рук;
    • Гимнастика для глаз;
    • Гимнастика для слуха;
    • Упражнения, корректирующие осанку;
    • Дыхательная гимнастика.

    Естественно, основная цель таких пауз – повышение работоспособности, а отсюда и эффективности обучения. Но в зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.

    Советы по преодолению трудностей, мешающих провести физкультурные паузы

    1. Приучите себя к мысли, что, потратив на уроке 2–5 минут, вы сторицей восполните это время за счет эффективности процесса усвоения на уроке.
    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    2. Постепенно школьники привыкнут и будут выполнять как должное, особенно если вы подберете комплекс, соответствующий их возрасту и нагрузкам.
    3. Применяйте комплекс, не включающий махи, прыжки, т.е. такие упражнения, для которых нужно много пространства (это могут быть, например, изометрические упражнения).
    4. Не включайте упражнения, требующие слишком активных движений, смешных поз, двусмысленных выражений (хотя и не мешало бы иногда хорошо расслабиться).
    5. Возможно, слишком вялые движения или очень короткая пауза просто не позволили снять усталость. Подберите более интенсивный комплекс. А может быть, лучше провести упражнения на релаксацию?
    Относитесь бережно к здоровью своих учеников и к своему собственному, и оно не останется в долгу, даст возможность плодотворно трудиться и всегда быть в хорошем настроении!

    Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

    Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

    В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

    — упражнения для снятия общего или локального утомления;

    — упражнения для кистей рук.

    Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

    Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

    Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

    Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:

    Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

    Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.

    Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Упражнения для профилактики утомления
    I. В начале урока
    1.Растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма.
    2.Перекрестные движения – активизирует оба полушария головного мозга. С правой рукой движется левая нога, и наоборот.
    3.Качания головой – улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
    4.Ленивой восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
    5.Симметричные рисунки – улучшает зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки.
    II. Во время урока
    1.Лобно-затылочная коррекция – улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
    2.Медвежьи покачивания – расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
    3.Поза дерева – снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно выполнять стоя и сидя.
    4.Поза скручивания – улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
    5.Гимнастика для глаз – снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
    III. В конце урока
    1.Медуза – сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
    Релаксация

    Читайте также:  Утомление у учащихся школы

    Цель – снятие мышечного напряжения.

    Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

    Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Можно использовать методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Данная методика включает в себя валеологическое обоснование необходимости проведения тепинг-теста на общеобразовательных уроках в школе. Методика исследования утомления полезна для всех учителей, заинтересованных в организации своего урока на здоровьесберегающих технологиях и организаторов оздоровительной работы в школе.
    Гимнастика для глаз.
    1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

    2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

    3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

    4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

    5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

    6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

    7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

    8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

    9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

    10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

    1.7 Рекомендации по проведению физминуток

    Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

    • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
    • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
    • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.
    • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
    • Обладать педагогическим тактом;
    • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
    • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
    • Знать основы терминологии физических упражнений.

    Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

    Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

    В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

    • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
    • Упражнения для кистей рук.

    Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
    Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

    Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

    Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

    Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

    1.8 Ученые об утомляемости школьников

    Попытка комплексной оценки утомительности уроков была предпринята в исследованиях М. И. Степановой, В. А. Доскина и Т. Н. Сорокиной.

    Изучение роли объёма задания или сложности изучаемого материала в отдельности не выявило закономерной связи между ними и утомлением школьника. Такая связь была обнаружена лишь при комплексной оценке трудности урока — и по объёму, и по сложности.

    В зависимости от значения трудности все уроки были разделены на три группы: малой, средней и высокой трудности. При оценке утомления учащихся по динамике работоспособности и функциональному состоянию ЦНС была выявлена тесная связь между утомлением и трудностью уроков. Оказалось, что наименее утомительны уроки средней трудности.

    Уроки высокой трудности вызывали чрезмерное умственное напряжение и приводили к выраженному утомлению и снижению работоспособности учеников. Это особенно заметно у школьников с проявлением невротизма, что заставляет обратить на них особое внимание как врачей, так и педагогов. Уроки малой трудности обусловили снижение работоспособности учащихся, поскольку они были ниже их учебных возможностей и не вызывали у них интереса. Сравнение уроков равной трудности, но с разным характером учебной деятельности (репродуктивная и репродуктивно-продуктивная) показало, что на уроках второго типа, где деятельность ученика более разнообразна, работоспособность выше, а утомительность урока ниже. На уроках, построенных однообразно, монотонно, с пассивным участием школьников (например, просмотр видеофильмов), отмечается значительное падение интереса у них, внимания, учебной активности и работоспособности. При опросе ученики расценивали эти передачи как «очень скучные», «неинтересные».

    В исследованиях Г. Н. Сердюковской, Е. К. Глушковой, В. А. Доскина, Т. Н. Сорокиной (1985) оценка утомительности школьных уроков давалась по шкале экспертных оценок. В её основу были положены три основные фактора: трудность урока, насыщенность его учебными элементами и эмоциональное состояние учащихся.

    1. Трудность (Т) — оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности школьников.

    2. Насыщенность учебными элементами (Н) — устанавливалась по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники.

    3. Характеристика эмоционального состояния учащихся (Э) — складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенности изложения материала учителем, формы и характера учебного задания и др.

    Удалось определить наиболее рациональное сочетание различных уровней эмоционального состояния школьников, трудности и насыщенности учебными элементами уроков для сохранения высокой работоспособности.

    Большое значение имеет насыщенность урока учебными элементами, т. е. фактическая занятость школьника учебной деятельностью, смена её на уроке (чтение, письмо, ответ и др.). Уроки, как с высокой, так и с низкой насыщенностью учебными элементами оказывали неблагоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС и работоспособность школьников.

    Выявлено также, что занятия с низко выраженной эмоциональностью приводят к ухудшению функционального состояния ЦНС учащихся, снижению их работоспособности и учебной активности. Высокая степень эмоциональности в сочетании с высокой трудностью и разнообразием видов деятельности в свою очередь приводит к неблагоприятным изменениям в функциональном состоянии ЦНС и работоспособности школьников. Напряжённая психоэмоциональная деятельность вначале повышает работоспособность учеников, но отмечаемое при этом значительное напряжение регуляторных систем организма приводит к быстрому их истощению и последующему падению работоспособности.

    В данной курсовой работе были рассмотрены современные подходы и методы преподавания, снижающие утомляемость ученика, различные методики и диагностики утомляемости, а как же её признаки.
    Для организации и развития внимания на уроках необходимо проводить физминутки в виде игр, что позволит повысить успеваемость и снизить утомляемость и отвлекаемость учащихся в течение урока.

    Внимание играет особую роль в психологии — это сквозной психический процесс, пронизывающий и объединяющий целостную психику человека.

    Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учёные утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
    Профилактика утомляемости повысит продуктивность труда и внимательность. Уменьшит число ошибок у учеников, увеличит количество запоминающейся информации на уроке.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1 Отличие усталости от утомления

    1.1 Особенности утомления при физической и умственной работе
    1.2 Выявление утомляемости у ученика
    1.3 Исследование степени утомляемости учащихся

    1.4 Динамика работоспособности
    1.5 Психофизический комфорт ребенка на уроке
    1.6 Включение в урок физминуток
    1.7 Рекомендации по проведению физминуток
    1.8 Ученые об утомляемости школьников

    источник

    Профилактика утомления учащихся на уроке.

    Лиходедова Т.В учитель начальных классов.

    Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

    Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

    Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

    Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

    Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

    трудности учебного материала

    эмоционального состояния учащихся

    насыщенности видов учебной деятельности

    Начальные признаки утомления:

    снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;

    ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

    ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;

    ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

    Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления .

    1. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

    При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:

    5-10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;

    2-3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

    5-10 минут — период средней работоспособности;

    оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

    2. Соблюдение гигиенических условий в классе.

    Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса.

    3. Включение в урок физминуток.

    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

    В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.

    Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.

    Качания головой — улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.

    Ленивый восьмерки — активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

    Лобно-затылочная коррекция — улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая — на затылок. 1 минута.

    Медвежьи покачивания — расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.

    Поза скручивания — улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.

    Гимнастика для глаз — снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.

    Медуза — сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

    1.Психофизический комфорт ребенка на уроке

    Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Снятие эмоционального напряжения
    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать). Также наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. отдаляют момент наступления утомления.

    Читайте также:  Нервные процессы при умственном утомлении

    Особое внимание обращаю на позу ребенка на уроке. Так как степень естественности позы школьников на уроке служить хорошим показателем психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма. Механизм здоровьеразрущающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

    2.Включение в урок физминуток.

    Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

    а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

    б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

    в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

    Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

    В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

    Упражнения для снятия общего или локального утомления;

    Упражнения для кистей рук;

    Упражнения, корректирующие осанку;

    Естественно, основная цель таких пауз – повышение работоспособности, а отсюда и эффективности обучения. Но в зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.

    Физкультминутки для начальной школы

    Комплекс 1 (для расслабления кистей рук и мышц туловища)

    1. Выполняется сидя за столом.

    Птицы на юг улетают — (маховые движение руками из-за головы вперёд)

    Гуси, грачи, журавли — (круговые движения кистями перед грудью)

    Крыльями машет вдали — (движения руками имитируют махи крыльев).

    2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй — с мизинца.

    1-2-3-4-5 будем пальчики считать.

    Крепкие, дружные. Все такие нужные.

    На другой руке опять 1-2-3-4-5.

    Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

    3. Выполняется сидя за столом.

    Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)

    Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)

    Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

    Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)

    Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)

    Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).

    Физминутки обучающего характера для уроков окружающего мира .

    Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физминутка при изучении темы «Какие бывают растения?» во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

    Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

    Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

    По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках окружающего мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира («Какие бывают животные?», «Какой бывает транспорт?»).

    На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру «Как росло растение»: учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:

    — Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

    Данное упражнение несёт в себе элементы психогимнастики, движения в нём направлены как на мышечное напряжение, так и на расслабление; улыбки друг другу настраивают детей на позитивное отношение друг к другу и окружающему миру, снимают эмоциональное напряжение. В то же время, в своих движениях дети как будто проживают жизнь растения в течение года, что направлено на закрепление полученных знаний.

    Упражнения, корректирующие осанку

    Двигательный аппарат школьника интенсивно формируется. Результатом этого процесса становится осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Неправильная поза во время школьных занятий способствует развитию нарушений опорно-двигательного аппарата. Серьезным нарушением является сколиоз: искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков, что чревато развитием в дальнейшем органической патологии.

    Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактику нарушений осанки осуществляем в двух направлениях:

    созданием необходимых гигиенических условий;

    становлением мотивационной сферы гигиенического поведения.

    Упражнения по коррекции осанки выполняются стоя.

    Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.

    источник

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ УТОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Степень снижения здоровья определяется соотношением исходных резервов (исходного уровня здоровья) и функциональными (энергетическими) тратами на осуществляемую деятельность. Функциональные траты при продолжительной работе приводят к определенным изменениям функционального состояния организма человека – развитию утомления. Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой (Руководство по физиологии труда,1969). При интенсивной и длительной учебной работе школьников развивается утомление, а иногда и переутомление (Хрипкова А.Г.и соавт., 1990).

    Систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведёт не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья школьников.

    На степень умственной работоспособности влияют экзогенные и эндогенные факторы. Эти факторы в естественных условиях действуют на организм одновременно.

    Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11часов, второй – в 16-17 часов.

    К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.

    На развитие утомления может оказывать влияние трудность урока, которая зависит, как будет показано ниже, от ряда факторов, в том числе, от объёма информации, подлежащей усвоению. Сивковым И.Г., в 1975 году была разработана таблица, отображающая трудность того или иного предмета, согласно которой наиболее трудными уроками (приводящими к упадку сил, развитию утомления) являются математика, затем (по убывающей) иностранный язык, физика, химия, история, русский язык, литература и т.д.

    К факторам утомления можно отнести ритм, в котором производится работа, величина нагрузки. Неинтенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности (Хрипкова А.Г. и соавт., 1990).

    Шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления. Также немаловажным фактором школьных перегрузок и утомления является стресс, сопровождающий процесс обучения: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Это мешает сосредоточиться на учёбе и истощает нервную систему, отражаясь не лучшим образом на самочувствии ребёнка.

    Рассмотренные выше факторы являются экзогенными, т.е. действуют на организм из внешней среды. Это действие оказывают одинаковый эффект на всех учащихся, значит их можно считать объективными.

    К эндогенным факторам утомления можно отнести состояние здоровья, резервные возможности организма школьника, степень подготовленности и заинтересованности ученика, индивидуальные особенности школьников.

    Утомление можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной точки зрения.

    Объективное проявление утомления связано с особенностью протекания психических и физиологических процессов, которые одинаковы для всех учащихся и не зависят от их сознания.

    Раньше всего под влиянием учебных занятий у учащихся наступают физиологические сдвиги в речевой функции коры больших полушарий головного мозга. Примерно с третьего урока учащаются расхождения между речевым и двигательным рефлексами. Нарастает общедвигательная возбудимость.

    Продолжительная работа, так же как и очень трудная может быть выполнена только в том случае, если она регулярно сменяется отдыхом. Причём лучший отдых заключается не в полном покое, а в перемене характера деятельности, во время которой участвуют другие, неутомлённые органы, возбуждаются новые участки коры головного мозга.

    Для школьников лучший отдых – это прогулка, спорт, который, по возможности, должен быть на свежем воздухе. К сожалению, плотный график расписаний и большой объём домашних заданий не всегда оставляет на это время, что отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости школьников, так как способствует развитию хронического утомления или переутомления.

    Кроме объективных показателей утомления, каждый самостоятельно может дать оценку своему утомлению, которая будет зависеть от психического состояния человека на данный момент. Такое понятие утомления будет субъективным. Состояние здоровья, самочувствие, настроение, отношение со сверстниками, поощрение или порицание сказываются на психическом состоянии человека, а значит — и на степени субъективного утомления. Отношение к предмету, заинтересованность в нём тоже влияют на развитие утомления. Эмоциональное реагирование выступает как один из наиболее существенных аспектов биологической адаптации к любым, в том числе и учебным нагрузкам. Под влиянием эмоционального напряжения, происходят сложные психофизиологические перестройки нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Отсутствие выраженного эмоционального отношения к событию отрицательно сказывается на результатах умственной деятельности. Интерес к предмету облегчает восприятие информации, а значит — уменьшает утомительность урока. Часть предметов в некоторых классах вызывает значительное ухудшение состояния работоспособности, в других классах такого не наблюдается. Поэтому сейчас во многих школах формируют профильные классы, что даёт возможность обучения детей согласно их интересам и способностям. Интерес, сознательное отношение к делу помогает компенсировать утомление, которое вызывается учебной нагрузкой. Объективное и субъективное утомление могут не совпадать.

    Утомление (как субъективное, так и объективное) отрицательно сказывается на процессе обучения и успеваемости. Однако нельзя забывать, что утомление — это охранительная, защитная реакция от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время – стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-познавательной деятельности направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного воздействия чрезмерного утомления (Хрипкова А.Г. и соавт.,1990).

    Факторы, определяющие утомительность урока

    Одним из факторов утомления является трудность урока. По мнению С. М. Громбаха, утомительность в большей степени понятие физиолого—гигиеническое, а трудность – психолого-педагогическое. Утомительность характеризуется степенью снижения полноценности тех или иных функций организма, а трудность – объёмом требований к умственной деятельности учащихся. Трудность того или иного предмета может определяться, с одной стороны, объективными факторами: содержанием программного материала, объёмом информации и др., а с другой—субъективными: индивидуальными способностями, умением учиться, систематичностью занятий и знанием предыдущего материала, соответствием предлагаемого темпа обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся и др. Понятие «трудность» характеризует учебный предмет в целом, а утомительность – лишь школьные уроки по данному предмету.

    Положительные эмоции на трудном уроке противодействуют наступлению усталости. Утомительность одного и того же предмета неодинакова для учащихся разных классов даже внутри одной возрастной группы, следовательно, она определяется не только самим учебным предметом, а тем конкретным учебным материалом, который изучается в данный момент, личностью учителя, индивидуальными особенностями школьников.

    Факторы, определяющие утомительность учебных занятий, в частности урока, можно условно разделить на две категории: объективные (общие для всех учеников и от них не зависящие) и субъективные (индивидуальные).

    К субъективным (индивидуальным) факторам С. М. Громбах относит следующее: возраст, пол, состояние здоровья, функциональное – физическое и психическое—состояние в данный момент, способности, работоспособность, степень подготовленности, интересы.

    Многочисленные исследования показали, что школьники отличаются друг от друга уровнем работоспособности, зависящим не только от наследственности, но и от воспитания, степени подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы, личностных особенностей.

    Все школьники в зависимости от уровня работоспособности подразделяются на три группы. Первая группа – дети с высоким уровнем работоспособности, который имеет третья часть всех школьников младшего и среднего возраста, и четвёртая часть—школьники старшего возраста. Вторая группа—со среднем уровнем работоспособности—половина школьников всех возрастов. Третья группа—самая малочисленная—школьники с низким уровнем работоспособности, для которых характерно неустойчивое внимание, малая активность, неусидчивость, выполнение небольшого количества объёма при низком качестве, плохая успеваемость.

    В последние годы на первый план выступают другие индивидуальные особенности, препятствующие усвоению учебной программы. Среди них должна быть названа причина, связанная с низкой подвижностью нервных процессов, чрезмерная медлительность мышления.

    источник

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: